Tuesday, November 12, 2019

Полный текст статьи

ВИНТИК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО?

                Печать      Добавить в избранное     Отслеживать     Связаться с автором

Опубликовал: youry   1/26/2012 1:16:24 AM    Автор: Владимир Аристархов   Источник: Фонд "Возвращение"   Просмотров: 7191    12    0  
Теги:
Н. К. Крупская Ленин Сталин П. Б. Аксельрод Хрущёв тоталитарное общество
Краткое описание:
  Дебют на сайте Фонда "Возвращение" одного из его учредителей - Владимира Аристархова.

ВИНТИК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО?

70 лет советской власти сделали граждан СССР убеждёнными антикоммунистами. В момент краха СССР в 1991 г. на защиту режима не встал практически никто. Времена меняются, популярность коммунистов растёт. Социологи указывают тому две причины: стремление к справедливости и желание насолить «партии власти». Что ж, справедливость – дело хорошее, а показать власти кукиш – в России это святое. Однако понимают ли голосующие за КПРФ, что такое на самом деле коммунистический строй?

За и против коммунизма написаны тысячи томов. Не углубляясь в пересказ, давайте попробуем ухватить сразу суть явления – через образы и символы, которые сами коммунисты предлагали массовому сознанию. Попробуем понять главное: место человека и отношение к нему в коммунистическом мире.[i]

Идеологи коммунизма отрицают свободу воли и ценность отдельного человека. Их кредо: всё предопределено; люди – заложники «железных законов» исторической необходимости; их поступки жёстко обусловлены окружением и обстоятельствами.

«…Свобода есть познание необходимости,» - писал Ф. Энгельс.[ii] Про «вздорную побасенку о свободе воли» упоминал Ленин.[iii] Перу Троцкого принадлежит яркая метафора:

«Было тихо и недвижно в воздухе, паруса висели безжизненно, размышляли над своим назначением и роптали на бесцельность мироздания. Но подул сильный ветер и напряг паруса. И вот они уже больше не умствовали по поводу своего назначения, а радостно осуществляли его и уносили корабль в открытое море.»[iv]

Коммунисты рассматривают весь мир как фабрику, как огромный механизм[v]. Человек оказывается деталью этой системы, удел которой – выполнять предписанную функцию: «В мануфактуре рабочие являются членами одного живого механизма. На фабрике мертвый механизм существует независимо от них, и они присоединены к нему как живые придатки» (К. Маркс.)[vi]

«Каждый должен смотреть на себя, как на орган общего организма. Он не безжизненное орудие, не бессмысленный механизм, но он все-таки только орган. Он имеет свое устройство, свои отправления, но он подчинен единству целого,» - писал народник П. Л. Лавров, приверженец «домарксистского» коммунизма[vii].

Однако механизм должен кем-то управляться – как при капитализме, так и в будущем коммунистическом обществе: «…С одной стороны, известный авторитет, каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение, независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательные для нас при тех материальных условиях, в которых происходит производство и обращение продуктов» (Ф. Энгельс.)[viii]

Таким образом, существуют не только управляемые, но и управляющие. Более развёрнуто этот тезис сформулировал К. Каутский: «Свобода выбора работы, так же как свобода во время самой работы, — эта свобода устраняется ходом экономического развития. Социал-демократия не хочет, да и не могла бы задержать это развитие… …В её власти устранить зависимость работника от хозяйственного целого, в котором он образует одно из колёс, но на место зависимости рабочего от капиталиста, которого интересы враждебны его собственным, она поставит зависимость его от общества, членом которого он является, от общества равноправных товарищей, имеющих одни и те же интересы.»[ix]

Смысл предлагаемого жизнеустройства гениально уловил Ф. М. Достоевский: «Он предлагает,  в виде  конечного разрешения вопроса - разделение человечества  на две неравные части. Одна десятая  доля  получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться  вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного  рая, хотя  впрочем  и  будут  работать.»[x]

Отметим, что управляющие также несвободны от законов необходимости. «Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны.»[xi]

Оппоненты немедленно поставили вопрос о приемлемости такого отношения к человеку. Насколько удалось установить, сравнение с «винтиком» впервые использовал П. Б. Аксельрод, социал-демократ-меньшевик. Критикуя ленинскую организационную концепцию, Аксельрод писал: «…Члены партии превращены в винтики, колёсики, которыми, по своему усмотрению, распоряжается всеведущий центр.»[xii] 

Как ни странно, словечко прижилось и понравилось «виновникам торжества»! Свидетельствует Н. К. Крупская: «Владимир Ильич употребил одно сравнение, очень близкое и понятное рабочим. Он говорил: партия – это большая машина, большой механизм, а каждый член партии – это винтик, колёсико в этой машине. Это сравнение казалось очень понятным рабочим.»[xiii] 

Самое знаменитое и самое цитируемое изречение о «винтиках» принадлежит И. В. Сталину. Это тост на приёме в Кремле в честь участников парада Победы 25 июня 1945 г.: «Я хотел бы выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма, но без которых все мы – маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-нибудь «винтик» разладился – и кончено. Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела. Их очень много, имя им легион, потому что это десятки миллионов людей. Это – скромные люди. Никто о них ничего не пишет, звания у них нет, чинов мало, но это – люди, которые держат нас, как основание держит вершину. Я пью за здоровье этих людей, наших уважаемых товарищей.»[xiv] Тост уважительный. Однако винтики остаются винтиками, их дело – «держать вершину»…

Сменивший Сталина Хрущёв выражался ещё конкретнее: «Вы думаете, при коммунизме будет полная свобода? Коммунизм – это стройное, организованное общество. Будет автоматика, кибернетика. Но будут и люди, облечённые доверием и указывающие, кому и что делать. Кто-то должен наблюдать за винтиками. Кто? Человек, облечённый высоким доверием.»[xv] 

В «коммунистическом лагере» образ «винтика» внедрялся в массовое сознание самым решительным образом. Вот, скажем, в Китайской народной республике:
«В 1963 году проводятся массовые кампании под лозунгом: «учиться у Лэй Фэна»… Кто такой был, к примеру, Лэй Фэн? Это был солдат Народно-освободительной армии, который погиб в результате несчастного случая. В дневнике, найденном после его смерти, он излагал свою страстную мечту – «быть вечным нержавеющим винтиком Председателя Мао».»[xvi] 

Интересно, что были не только «винтики» - были и «гаечки»! Так, в песне «Великий поход» некоего Бейнаровича, опубликованной в 1930 г., поётся:

Рукой уверенной



Заветы Ленина



Проводим в жизнь мы не с плеча, 



И все мы гайки



Единой спайки



Железной воли Ильича!»[xvii]

Или другие похожие вирши: 



Мы синеблузники, мы профсоюзники,



Мы не баяны-соловьи —



Мы только гайки в великой спайке



Одной трудящейся семьи...»[xviii]

Слово «спайка» в его немедицинском значении можно понимать как «единение». Таким образом, средствами художественного слова разъясняется: коммунистическое единение без «завинчивания гаек» немыслимо…

Аналогичный образ использовал один наш азиатский современник: «Сингапурцы — это электронные чипы огромного компьютера, Сингапурской республики» (Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура в 1959-1990 г.). Всем, кто восхищается «азиатскими тиграми», невредно помнить о жёсткой иерархической структуре общества, которая характерна для многих тамошних режимов. Общность с коммунизмом здесь прослеживается не в экономике, но в пренебрежении отдельной личностью.

Антиутопия «Мы» писателя Замятина указывает на античеловечность тоталитарного (коммунистического) подхода к человеку. Здесь снова прослеживается тема человека-детали, человека «машиноравного»: «Последнее открытие Государственной Науки: центр фантазии – жалкий мозговой узелок в области Варолиева моста. Трёхкратное прижигание этого узелка Х‑лучами – и вы излечены от фантазии – навсегда. Вы – совершенны, вы – машиноравны, путь к стопроцентному счастью – свободен.»[xix]

Тем не менее кому-то такое «машинное» самовосприятие нравилось...[xx] В СССР отдельные восторженные персонажи шли даже дальше официальных установок, ощущая себя не просто винтиками, но чем-то совсем большим и механическим: «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье» (В. Маяковский).[xxi]

Что винтик, что гаечка, что завод – в советской системе символов человек оказывается могучим, однако бездушным, искусственным. Один из предтеч коммунизма, Герцен, писал о  «разбудивших» его декабристах: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног.»[xxii]



Малоизвестный, но типичный для первых лет Советской власти поэт Гастев писал (не заморачиваясь наличием рифмы): «У  меня  самого  вырастают  стальные  плечи  и безмерно сильные руки. Я слился с железом постройки.»[xxiii]

У другого поэта, Тихонова, читаем знаменитое-чеканное: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.»[xxiv]

В том же ассоциативном ряду - «железный Феликс»; там же «железные сталинские наркомы»; да и псевдоним самого И. В. Джугашвили – «Сталин»... Откуда такая любовь к чёрным металлам? Да всё оттуда же…

А вот цель, озвученная этими «металлическими» существами: «Железной рукой загоним человечество к счастью.»[xxv]

И на это официальная идеология тоже получила блестящий хулиганский ответ, принадлежащий перу Венечки Ерофеева: «Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы - по плевку. Чтоб по ней подыматься, надо быть жидовскою мордою без страха и упрёка, надо быть п…м, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я - не такой.»[xxvi]

«Человек – это звучит гордо»,- лицемерно утверждала коммунистическая пропаганда.[xxvii] «Гордо» - в представленной выше трактовке? Винтик, гаечка, запчасть, расходный материал – это звучит гордо?

Самый яркий и наглядный образ человека тоталитарного общества принадлежит В. С. Высоцкому. Вспомним:

                         «А перед нами всё цветёт,



                         За нами всё горит.



                         Не надо думать – с нами тот,



                         Кто всё за нас решит.»[xxviii]

Да, это поётся не от лица большевиков-коммунистов, а от лица нацистов-гитлеровцев. В данном аспекте разница невелика: и там, и там человек сводится к безличной и безынициативной детали. И используется так, как это нужно «вождям». Перед каждым из нас всегда стоит выбор. Жить полноценно, отвечать за свою жизнь и своё будущее. Либо же отказаться от своей личности, от собственного достоинства и вручить свою свободу «тем, кто всё за нас решит» - будь то коммунисты, нацисты или либеральные телеведущие.

Каждый сам решает, оставаться ли ему человеком. 


                ПРИМЕЧАНИЯ.

[i]              Интересующимся читателям можно также порекомендовать следующие работы по теме:

               - Э. Фромм «Концепция человека у Карла Маркса» (1961);

               - М. Геллер «Машина и винтики. История формирования советского человека» (1984).

[ii]             К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е издание, т. 20, стр. 116 (1878).

[iii]             В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5-е издание, т. 1, стр. 159 (1894).

[iv]             Л. Д. Троцкий «Литература и революция» (1923).

[v]             Такая точка зрения вообще характерна для «западного» видения мира. (См., например: А. Буровский, С. Якуцени «Политическая экология».) Это глубокая и интересная тема, выходящая за рамки настоящего очерка. Рассматривая здесь духовную сущность коммунизма, достаточно помнить, что он представляет собой вполне «западный» продукт.

[vi]             К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е издание, т. 23, стр. 433 (1867).

[vii]            Цитируется по: И. Л. Солоневич «Диктатура слоя» (1946 г., издано в 1956 г.), глава «Пролетариат и случайность» – см. в сборнике: И. Л. Солоневич «Мировая революция, или новое изгнание из рая» (Москва, 2006). К сожалению, первоисточник установить не удалось.

[viii]           К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е издание, т. 18, стр. 304 (1872-1873).

[ix]             К. Каутский «Эрфуртская программа». (Программа Социал-демократической партии Германии, принятая в октябре 1891 на съезде партии в г. Эрфурт.)

[x]             Ф. М. Достоевский «Бесы» (1871-1872).

[xi]             Там же.

[xii]            П. Б. Аксельрод «Объединенiе россiйской соцiалдемократiи и ея задачи. Итоги ликвидацiи кустарничества» - статья в газете «Искра» (Женева), №55, 11 декабря 1903 г., стр. 5.

               Именно эту статью Аксельрода мимоходом упоминает Троцкий в своей брошюре 1904 г. «Наши политические задачи. (Тактические и организационные вопросы)». («Однако же Аксельрод пишет о «колёсиках» и «винтиках»…»)

               Меньшевистскую, антиленинскую газету «Искра» коммунисты считали настолько опасной, что её не было даже в «спецхране» Библиотеки имени Ленина! Даже и сегодня эти номера отсутствуют в общедоступном каталоге Российской государственной библиотеки. Желающим лично ознакомиться с подшивкой «Искры» этого периода следует обращаться в фонды Музея книги при РГБ.

[xiii]           Н. К. Крупская «Избранные произведения», Москва, 1988, стр. 328.

[xiv]           И. В. Сталин. Сочинения, том 15, часть 3 – издание 2010 г.

[xv]            «Две встречи Н. С. Хрущёва с представителями творческой интеллигенции (декабрь 1962 г. и март 1963 г.)» - статья в журнале «СССР. Внутренние противоречия», 1982, №6. (Запись встречи, состоявшейся 7-8 марта 1963 года.) Свидетельства участников были записаны Раисой Давыдовной Орловой и Львом Зиновьевичем Копелевым, подготовлены к печати Максудовым. Впервые опубликовано в московском самиздатовском журнале «Поиски и размышления».

[xvi]           Ф. М. Бурлацкий «Мао Цзэ-дун «Наш коронный номер – это война, диктатура»», Москва, 1976.

[xvii]          «Безбожный песенник», издательство «Безбожник», Москва, 1930; современное репринтное переиздание – издательство «Красный матрос», СПб., 2004.

[xviii]          Гимн движения «синеблузников». «Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, пропагандировавший революцию и новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. У авторов «Синей блузы» (В. Маяковский, С. Юткевич, В. Лебедев-Кумач и многие другие) было принято оставлять свои произведения анонимными.

[xix]           Е. И. Замятин «Мы» (1920).

[xx]            Стремление снять с себя ответственность за свою жизнь и окружающий мир, быть управляемым, стать несамостоятельной частью системы – весьма распространённое явление среди людей. Подробное рассмотрение этого феномена выходит за рамки данного очерка; см., например: А. Данилин «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости» (2001).

[xxi]           В. В. Маяковский «Домой!» (1925).

[xxii]          А. И. Герцен «Концы и начала» (1862), письмо пятое.

[xxiii]          А. К. Гастев «Мы растём из железа» (1918).

[xxiv]          Н. С. Тихонов «Баллада о гвоздях» (1923).

[xxv]          По сообщениям историков, в 1920-е годы этот лозунг встречал прибывающих на Соловки, в Соловецкий лагерь особого назначения.

[xxvi]          В. В. Ерофеев «Москва – Петушки» (1969).

[xxvii]         Впервые эти слова встречаются в пьесе А. М. Горького «На дне» (1902): «Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека». Примечательно, что персонаж, которому принадлежат эти слова – Сатин, вор и шулер.

[xxviii]        В. С. Высоцкий «Солдаты группы «Центр»» (1965).


Оценили: 18   Средняя оценка:     
Список комментариев:

Что забавно и плохо, коммунисты довели до того, что ощущать себя винтиками стало нравиться, ведь винтики регулярно смазывают (читай кормят, пусть не красной икрой, но сыто), чинят (как ни крути а в диспансеризации были свои плюсы, да и бесплатная медицина со скидкой на технологии была в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас), поят дешевой водкой и обеспечивают жильем (условно обеспечивают, но квартиру все же можно было получить бесплатно, отстояв в очереди лет 25). Что характерно, винтики стали бушевать, только когда пайка уменьшилась. Собственно, преступление коммунизма самое главное это как раз то, что люди и стали винтиками, которым не надо думать
By Роден on 1/27/2012

  Всего статей: 1 На странице: 25 Текущая страница: 1 из 1 
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.


Новости

«Семейные тайны. Методы расследования родословных детективов» - новая серия лекций (10/25/2019)
Источник:
Просмотров: 251
Анонс цикла лекций Петрова Д. В. из серии "Родословные детективы" на 2019-2020 годы
В Слободском улицам вернули исторические названия (10/2/2019)
Источник: vkirove.ru
Просмотров: 382
В Слободском трём улицам вернули исторические названия. Об этом сообщило общество "Возрождение Вятки". 18 сентября состоялось открытое заседание Слободской городской Думы. Как рассказали в "Возрождени..
Внимание опрос: Перенести нельзя оставить (10/2/2019)
Источник: venev.tularegion.ru
Просмотров: 398
В адрес главы администрации муниципального образования Веневский район Андрея Шубчинского поступило коллективное обращение жителей города Венева с предложением перенести памятник В. И. Ленину с террит..
Эксперты рассказали о возвращении названий улицам Петербурга (5/20/2019)
Источник:
Просмотров: 1380
Эксперты рассказали, стоит ли петербуржцам ждать волны переименований улиц и объектов Северной столицы. Также специалисты объяснили, зачем нужно возвращать исторические названия.
Накануне жительница ..
В Петербурге вновь подняли вопрос о возвращении названий (4/16/2019)
Источник: Невские новости
Просмотров: 1307
Коммунисты уверены, что это политический вопрос, но краеведы с ними не согласны. НЕВСКИЕ НОВОСТИ провели круглый стол, чтобы выяснить мнение общественности.
Топонимический семинар в г.Коломна (4/4/2019)
Источник:
Просмотров: 1456

21 апреля в 16:00 Богоявленское православное братство в рамках форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду» проводит второй Круглый стол «Проблема памяти: кого и к..
Медведев переименовал хутор Октябрьский (3/29/2019)
Источник:
Просмотров: 1633
Населённому пункту в Краснодарском крае, где с дедушкой и бабушкой жил будущий миллиардер из Forbes, вернули историческое название.
На карте Петрозаводска появилась улица Петербургская (3/6/2019)
Источник: statusname.ru
Просмотров: 1540
Городская администрация Петрозаводска вернула на карту города историческое название улицы “Петербургская”. Его получила часть улицы Фридриха Энгельса, располагающаяся от проспекта Ленина д..
ПЯТЬ ЛЕКЦИЙ В ГОЛЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ. (2/1/2019)
Источник:
Просмотров: 1819

Вице-президент Фонда "Возвращение" Даниил Петров рад вновь пригласить всех желающих на очередной цикл открытых лекций в центре Санкт-Петербурга по проблеме восстановления утраченной семейной истории..
Открытая лекция Даниила Петрова "Снятие блокады Ленинграда. Возвращение исторических имен в январе 1944 года" (1/11/2019)
Источник:
Просмотров: 2057
13 января 1944 года Исполком Ленсовета принял решение о восстановлении некоторых прежних городских наименований, пояснив, что они «тесно связаны с историей и характерными особенностями города и ..