Sunday, July 21, 2019

Полный текст статьи

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ПЕРЕВОРОТ?

                Печать      Добавить в избранное     Отслеживать     Связаться с автором

Опубликовал: Данила   11/12/2014 9:48:34 PM    Автор: Вадим Дормидонтов   Источник: Фонд "Возвращение"   Просмотров: 12638    20    0  
Теги:
Ленин десоветизация Фонд Возвращение Вадим Дормидонтов Октябрьский переворот или революция
Краткое описание:
  Недавно исполнилось 97 лет со времени октябрьских событий 1917г. в России, суть которых до сих пор вызывает резко противоречивые толкования. Ниже приводятся размышления по этому поводу одного из соучредителей фонда В.С.Дормидонтова, изложенные в книге автора «Двадцать этюдов о главном».

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ПЕРЕВОРОТ?



Первые десять лет сами большевики называли то, что произошло в октябре 1917г, не «революцией», а «переворотом». В заголовках официальных бланков того времени (вплоть до 1927г.) было напечатано - «Анкета участника октябрьского переворота 1917г». Только впоследствии эти события стали высокопарно именовать «Великой Октябрьской Социалистической Революцией». 

В предисловии к книге американского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» Ленин писал, что «желал бы видеть её, распространённой в миллионах экземпляров и переведённой на все языки мира, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий».  Правда, после 1930г. она почему-то оказалась под запретом и вновь появилась только в 1959 году. Видимо, излишняя объективность автора, наличие в ней некоторых, ставших одиозными персонажей, а главное, отсутствие  даже  малейшего  упоминания  о Сталине  стали кое-кого  раздражать.

Джон Рид, находившийся в то время в Петрограде, пишет, что ничего тревожного  в день восстания в столице не наблюдалось. Город жил своей обычной жизнью: ходили трамваи, торговали все магазины, работали  театры и кинематографы (сам Д.Рид в этот вечер собирался отправиться на балет в Мариинский театр), шумели рестораны, а по Невскому проспекту привычно дефилировали «жрицы любви». Никто не ожидал, что большевики (которые, ввиду их малочисленности,  считались даже не партией, а «политической сектой» и потому не принимались всерьёз),  захватят власть.

С кадрами у большевиков действительно было плоховато, хотя на агитацию были брошены все силы. За вступление в красногвардейские отряды платили приличные деньги и давали паёк, но желающих было немного: в основном дезертиры и уголовники, а от плохо подготовленных рабочих дружинников толку было мало. Солдаты запасных полков, находящихся в Петрограде, стремились только избежать фронта и скорее вернуться  домой,  так  что  вовсе  не горели  желанием  ввязываться  в какие-либо авантюры  и  отсиживались  в  казармах.

Небольшие группы людей топтались возле костров на Дворцовой площади. Сил не хватало не только для штурма, но даже  для того, чтобы выставить сплошное оцепление Конкретные действия начались только после того, как из Гельсингфорса тайно прибыл отряд из двухсот хорошо вооружённых, военного вида людей, под командованием Эйно Рахья (в будущем личного охранника Ленина). Бывший свидетелем этого эсер Станкевич рассказывал, что все они были одеты в форму наших матросов, но почти никто не говорил по-русски. Позднее выяснилось, что это была штурмовая группа финских егерей-спецназовцев, нанятая Лениным во время его последнего посещения Финляндии (когда все думали, что он продолжает скрываться в «Разливе»).


С помощью этих «профессионалов», рабочим отрядам удалось, почти не встречая, отпора, захватить наиболее важные городские объекты. Никакого «штурма Зимнего», столь красочно представленного в некоторых советских кинофильмах (оставим это на совести их создателей), не было.


Ещё в начале войны государь Николай II распорядился, отдать весь второй этаж Зимнего дворца под госпиталь на 1000 коек (во время описываемых событий там было около 300 тяжело раненых). Находившиеся внутри дворца юнкера Петергофской и Ораиенбауманской школ (всего лишь с пятью офицерами), «женский батальон» - около сотни экзальтированных и совершенно не готовых к боевым действиям девиц (которых, как они рассказали сами, заманили обманом, пригласив для участия в параде) и инвалидная команда из 40 Георгиевских кавалеров почти никакого сопротивления не оказали (у некоторых даже не было патронов!), и нападавшие (к их собственному изумлению) беспрепятственно заняли Зимний дворец. Баррикады перед дворцом, за которыми якобы скрывалась артиллерия, оказались просто поленницей дров, привезенных для отопления госпиталя. Штурмовать дворец вообще не было никакой необходимости,, так как заседавшие там не более десяти членов Временного правительства вовсе ни от кого не скрывались, выходили без охраны на улицу и могли быть арестованы в любое время.

К счастью, никаких потерь, как со стороны нападавших, так и со стороны оборонявшихся не было. Правда, позднее жертвы всё-таки появились: когда революционные повстанцы приступили к дегустации вин, обнаруженных  в подвалах дворца, шестеро из них «на халяву» опились до смерти (в стране тогда действовал «сухой закон»). Разумеется, дело не обошлось без мародёрства и разгрома интерьеров дворца. С тех пор прошло почти сто лет, но архивы революции до сих пор не рассекречены полностью. Сам собой напрашивается вывод : если  кому-то  необходима  эта  закрытость,  -  значит  есть,  что  скрывать.

Долгое время в Смольном находился  «Альбом  участников штурма Зимнего дворца», куда могли записаться  герои этого исторического события и даже вкратце изложить свои  воспоминания о нём.  К 1970г. там оказалось более трёх тысяч фамилий. Если учесть, что  реально в «штурме» принимало участие никак не более трёхсот человек (две сотни из которых были финские спецназовцы, которые вряд ли пожелали бы делиться воспоминаниями), альбом пришлось убрать, чтобы не давать повода к появлению ещё одного  политического  анекдота. 

Потакая самолюбию матросов, агитаторы и комиссары льстиво называли их не иначе, как «красой и гордостью революции». Впрочем, последнее  нисколько не помешало утопить в крови эту «красу и гордость» во время беспощадного подавления  Кронштадтского  восстания моряков, возмутившихся бедственным положением петроградских рабочих. Тогда 18 тыс. матросов были убиты при штурме, а позднее более 2 тыс. казнены и 6,5 тыс. отправлены  в  лагеря  новым  комендантом крепости, их недавним «братишкой» и вожаком  Павлом Дыбенко, который получил за предательство друзей свою первую награду – орден  Красного  Знамени.              

К приёмам подобного тактически выгодного «заигрывания» большевики прибегали и раньше. Вспомним хотя бы ситуацию, когда, выступая на III съезде РСДРП, В.И.Ленин (несмотря на его лютую ненависть ко всем служителям церкви) возвёл священника Г.А.Гапона, организатора кровавой провокации 9 января 1905г.в ранг «народного вождя» и уважительно называл его «товарищ Гапон».

По сути, власть большевиков  изначально не была легитимной - установленной законным путём. Лозунг «Вся власть Советам!» был демагогической ловушкой и заведомым обманом, так как «Советы» эти избирались без участия большинства сословий, из представителей только народных низов – то есть никак не могли считаться законными органами власти. А поскольку низы  были в основном малообразованны и политически безграмотны, предполагалось, что править за них будет, конечно же, ленинская партия. 

Хотя большевики клялись, что берут власть только до создания Учредительного собрания, когда избранные всенародным голосованием депутаты собрались в Петрограде, их просто разогнали. Декоративная «Власть Советов», которой так манили народ, просуществовала всего лишь несколько месяцев. После того как, под предлогом подавления левоэсеровского мятежа, были уничтожены или отстранены от руководства представители всех иных партий, возникла жёсткая большевистская диктатура и партийная бюрократия стала единственным правящим классом в стране. 

В атмосфере революционной суеты как-то прошло незамеченным, что принципиально изменилось и название партии: если раньше она именовалась РСДРП(б) – Российская социал-демократическая рабочая партия, то с марта 1918г. стала называться  уже РКП(б) – Российская коммунистическая  партия..   А это далеко не одно и то же! 

Ещё в19 в. учёный-криминолог Ломброзо пришёл к выводу, что «прирождённая  преступность часто  сливается  с  революционной  .деятельностью, открывая  возможность  удовлетворять  противообщественные  побуждения  под  видом  заботы  об  общем  благе».

Ту же закономерность отмечал известный русский писатель-гуманист В.Г.Короленко (после февральской революции его прочили в «президенты» будущей свободной России), с большой тревогой писавший о множестве антисоциальных и явно криминальных элементов, оказавшихся среди большевиков. Но именно такие «кадры», отпетые уголовники и авантюристы с садистскими наклонностями, и были нужны советской власти для создания своей «опричнины». Эти изуверы, находясь в полной зависимости от своих новых хозяев, наделивших их почти неограниченной властью,  были готовы  выполнять  любые,  самые  преступные распоряжения. Причём подобного рода субъекты  занимали порой весьма высокие и ответственные посты.

Как говорил Наполеон: «Революция – это миллион новых вакансий»; и этим всегда  спешат воспользоваться наиболее предприимчивые и беспринципные авантюристы, а порой и просто не вполне психически здоровые люди. Г.Котовский и Маруся Никифорова  были шизоидно-истероидными типами, Павел Дыбенко и атаман Григорьев – дремучими алкоголиками, Бела Кун и Р.Землячка, М.Кедров и Г.Атарбеков – патологическими садистами, Б.Савинков - был наследственно  психически нездоров, а Яков Блюмкин страдал галлюцинациями. Всем этим людям довелось жить в эпоху всероссийского кровопускания, и они приняли в нём самое активное участие.

«Фурия красного террора», как называли Розалию Землячку, имела вполне соответствующий её характеру  псевдоним «Демон» и сама признавалась, что «когда устаёт от  бумажной  работы,  любит  отдохнуть  за  пулемётом».  Должно быть, именно за выдающиеся  заслуги  в этом «своеобразном  хобби» она  была удостоена чести быть  захороненной   в  Кремлёвской  стене, а имя  её увековечено в названиях  улиц  нескольких   десятков  российских  городов. Даже истово прислуживавший Советской власти «народный поэт» Демьян Бедный посвятил ей следующие, отнюдь не комплиментарные строки:                     

«От канцелярии и спячки, чтобы избавиться вполне,

Портрет товарища Землячки повесь, товарищ, на стене.

Бродя в тиши по кабинету, молись, что ты пока узнал

Землячку только по портрету – куда страшней оригинал!» 

Кровавый палач Бела Кун, устроивший вместе с Землячкой  бойню в Крыму, где они изуверски уничтожили несколько десятков тысяч человек, поверивших в обещанную им амнистию, ещё и пошучивал: «Товарищ Троцкий сказал, что не приедет в Крым, пока там будет хоть один контрреволюционер, –  вот я и стараюсь выполнить его пожелание».


Дорвавшиеся до власти не смогли удержаться от злоупотребления ею и, жадно наслаждаясь ставшими доступными им благами, ради сохранения существующего положения вещей , были готовы осуществлять ещё более жестокую диктатуру.


Даже во время гражданской войны представители партийной верхушки находили возможность заглянуть на европейские курорты. К примеру, Ф.Э.Дзержинский летом 1918г. выезжал к жене и сыну в Швейцарию (сами понимаете, не держать же в столь тревожное время свою семью в России). 


«Не вздумайте лечиться у наших докторов!  –  предостерегал  Ильич  своих  близких  друзей.  Лучше  поезжайте  за  границу». Да и сам в последние годы жизни, находясь в Горках, требовал, чтобы его лечили только  иностранные врачи, так что пришлось собрать целую команду зарубежных светил и потратить на их содержание  приличное количество валюты.

В то время как в стране свирепствуют разруха и голод, в подмосковном «Зубалово» (бывшем имении нефтепромышленника из Батума), по личному распоряжению Ленина, начинает строиться комплекс роскошных по тем временам дач, предназначенных для правительственных чиновников (впоследствии там вместе со своими домочадцами жили: Сталин, Бухарин, Ворошилов, Будённый, Орджоникидзе, Микоян и пр.). А тов.Троцкий Л.Д. со своим семейством квартируется пока в бывшем имении Юсуповых — Архангельском.


Когда миллионы детей и взрослых умирают от голода, а случаи каннибализма  уже перестают кого-либо удивлять, Лариса Рейснер, возглавлявшая Культпросвет Балтфлота (живой прототип комиссарши, воспетой Всеволодом Вишневским в его «Оптимистиче­ской трагедии»), реквизирует императорские авто и яхту, занимает апартаменты бывшего морского министра с большим штатом прислуги и устраивает роскошные званные вечера для новой советской номенклатуры.


«Мы строим новое государство! Мы нужны людям! Наша деятельность созидательна и было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достаётся  людям,  стоящим  у  власти»  - заявляет она.  В общем,  действует по принципу  «Взял власть – гуляй всласть!»


Однако торжествующие временщики забыли, что революция неизбежно пожирает своих детей - это закономерная месть истории. Один из самых ярых сторонников кровавого террора  времён Парижской Коммуны Робеспьер уже через год сам стал жертвой своего детища.

Его коллеге Государственному обвинителю А.Фукье –Тенвилю приходилось подписывать так много смертных приговоров, что он стал заготавливать уже подписанные им бланки впрок. Один из этих бланков оказался под рукой весьма кстати,  когда  самого  Тенвиля  решили отправить на эшафот. Оказывается, бывает и такое: в буквальном смысле, сам себе  подписал  смертный  приговор.

Недавние идейные соратники, оказавшись в общем террариуме единомышленников,  тут же превращаются в «заклятых друзей» и, в соперничестве за личную власть, в атмосфере всеобщего поедания безжалостно уничтожают друг друга. Великая Фран­цузская Революция и наш Октябрьский переворот - убеди­тельные тому примеры.  Именно по этой причине Сталину, путём интриг и обмана, удалось так успешно стравить представителей всей партийной  верхушки  между собой, предоставив  им возможность  передушить  друг  друга.

Один из распространённых приёмов революционной пропаганды - прове­дение аналогии между гуманистическими заповедями хри­стианства и идеями социализма. На самом же деле, сходство здесь лишь кажущееся. «Раздай добро своё» - учил Хри­стос; но он предлагал поделиться своей соб­ственностью добровольно, а социалисты большевистского толка  призывают  делить  чужое,  да  ещё  и принудительно.

«Коммунизм - писал  Ф.М.Достоевский – это не идеологическая  или экономическая теория, а низменная, бездуховная лжерелигия». Эрзац-религией нового времени называл большевизм и философ Н.Бердяев. Сходство совершенно оче­видное: её катехизис – история партии, святое семейство – семья Ульяновых, мессия – В.И.Ленин, апостолы – члены Политбюро. То же и в части обрядовости:  вместо «Крестных ходов» с хоругвями - демонстра­ции с флагами и транспарантами, вместо молитв - пение «Интернационала», вместо икон - портреты политических деятелей, вместо «святых мощей» - законсервированные в мавзолеях трупы вождей. Новорожденных стали крестить не священники  в церкви, а благословлять в жизнь партийные  секретари  в клубах. Там же вместо венчания проводились и «комсомольские свадьбы» с обязательным исполнением революционных  песен.

Разговоры о каком-то всеобщем экономическом ра­венстве - также одна из придумок теоретиков социализма. Общество полного материального равенства невозможно уже потому, что всё, что доступно любому и каждому, неизбежно обесценивается и перестаёт представлять собой какой-либо интерес. Люди всегда будут стремиться иметь то, чего нет у других!  Гораздо логичнее, если бы каждый член общества получал воздаяние, адекватное своему вкладу в общее дело  (Разумеется, речь идёт не о беспомощных инвалидах, детях и стариках, забота о которых является непреложной  обязанностью  любого  гуманного  общества).


Но самое главное даже не в этом:  если каждому выдать по одинаковой пайке, люди не станут братьями. Обязательно найдутся такие, кто из жадности или ненасытности захочет прихватить ещё и чужую долю, то есть всё упирается в нравственно-этические нормы поведения. Даже идеально обеспеченное в материальном отношении общество, при отсутствии духовности, кончит плохо. 


К тому же, в условиях всеобщей уравниловки у человека пропадает стимул к развитию: за­чем расти и совершенствоваться, если любому здоровому бездельнику гарантирована безбедная жизнь за счёт дру­гих более одарённых и  трудолюбивых  членов  общества? 

Кстати, как раз самые убеждённые поборники равен­ства, оказавшись у власти, начинали проявлять чудеса из­воротливости и интриганства в борьбе за чины и высокие должности, которым сопутствовали спецпайки, спецраспределители и другие осо­бые блага. Так было и после октябрьского переворота, и после развала СССР, когда в число новых олигархов почему-то сразу попало немалое число лиц, ещё недавно считавшихся  наиболее  рья­ными  сторонниками  коммунистического  строительства.


Наверное, можно предположить, что в относительно справедливом обществе ре­ально возможно и необходимо лишь равенство начальных прав личности при её появлении на свет (право на жизнь, на свободу, на владение собственностью) и равенство пред­варительных, стартовых  условий  деятельности.

Революция - варварская и лишь кажущаяся форма про­гресса. Изначально это слово писалось «реэволюция», то есть означало нечто, прямо противоположное  нормальному  эволюционному  процессу.

Каждая революция заканчивается уничтожением значительной части населения и превращением вождей этой революции в новую аристократию. Судьбы людей – только щепки для костра революции. Благородные устремления романтически настроенных молодых людей, поверивших  в очистительное пламя революции, закончились для них гибелью и трагедией для их родины, которой они хотели служить. Даже Ф.Энгельс предостерегал человечество о непредсказуемости результатов революции: «Люди, совершавшие революцию, неизбежно убеждались, что они не знали, что делали, что случившееся  совсем  непохоже  на  то,  что  они  хотели».

К трагическому выводу пришёл в 1921г. известный учёный и теоретик анархизма П.А.Кропоткин: «Итог печален. Революция пошла вовсе не по тому пути, который мы ей готовили. Она творит ужасы. Она разоряет всю страну. Она в своём бешеном остервенении истребляет людей».

Революционеры всех времён и мастей всегда грешат одним и тем же: нетерпением и нетерпимостью. «Долой!» и «Даёшь!» - любимые лозунги этих «немедленных социалистов». Скорейшее и полное раз­рушение ненавистного старого кажется им гораздо более важным, чем созидание жизненно необходимого нового; а порицать существующее, не имея представления, как ор­ганизовать лучшее, всё равно, что разрушать старый дом, не имея возможности построить новый. Их революционное рвение неизбежно превращается в бездумность и нетерпи­мость, замену убеждения и воспитания адми­нистрированием и насилием.


Вот «заповеди революционера», сформулированные известным анархистом и народником М.А.Бакуниным: «В революционере должны быть задавлены чувства родства, любви, дружбы, благодарности и даже самой чести.  Он - не революционер, если ему чего-либо жалко  в  этом  мире . Он  знает  только  одну  науку – науку  разрушения».

Прогресс возможен, лишь при плавнопреемственном изменении обществен­ного устройства. Как человек не в состоянии выбросить какой-либо временной отрезок своей жизни, так и общество в целом не может перескочить очередной, неизбежно надвигающийся этап своего исторического развития. Попытка, путём революционного переворота, отказаться от закономерно наступавшего капитализма лишь ввергла  Россию в череду тяжелейших испытаний. Большевистский режим принёс ей неизмеримо больше вреда, чем самая несовершенная  монархия; но, конечно же, не смог избавить от капитализма, который пришёл к нам со значительным опозданием и потому в совершенно извращённом виде.

Казалось бы, уже давно пора понять бесперспективность и даже вредность радикального вмешательства в естественно развивающийся историче­ский процесс; однако желающих сделать всё и сразу, прибегая к самым диким экспериментам, не могут образумить даже совершенно очевидные исторические анало­гии. И сейчас ещё некоторые готовы орать вслед за Владимиром Маяковским: «Клячу истории загоним!», забывая мудрое предостережение В.О.Ключевского: «Нельзя быть гражданином, не будучи хотя бы немного историком.  История – не учительница, а надзирательница, сурово наказывающая за незнание её уроков». Она жестоко мстит невеждам, не желающим учитывать предшествующий опыт. Всё, что происходит в истории, касается каждого! 


Любое общество может успешно развиваться, только опираясь на анализ своего прошлого. Не знать или не принимать его во внимание невозможно, ибо оно не только присутствует в каждом мгновении настоящего, но и определяет наше будущее. Прошлое «идёт впереди» нас, неосмысленные  уроки  истории  –  это  наши  будущие  ошибки.




Оценили: 104   Средняя оценка:     
Список комментариев:


  Нет записей. 


Отправить комментарий

Ваше имя: Required
Ваш адрес электронной почты: Адрес электронной почты недоступен другим пользователям и используется только для отображения граватара.
Ваш сайт:
Полный текст комментария:         

Новости

Эксперты рассказали о возвращении названий улицам Петербурга (5/20/2019)
Источник:
Просмотров: 567


Эксперты рассказали, стоит ли петербуржцам ждать волны переименований улиц и объектов Северной столицы. Также специалисты объяснили, зачем нужно возвращать исторические названия.
Накануне жительн..
В Петербурге вновь подняли вопрос о возвращении названий (4/16/2019)
Источник: Невские новости
Просмотров: 666
Коммунисты уверены, что это политический вопрос, но краеведы с ними не согласны. НЕВСКИЕ НОВОСТИ провели круглый стол, чтобы выяснить мнение общественности.
Топонимический семинар в г.Коломна (4/4/2019)
Источник:
Просмотров: 777

21 апреля в 16:00 Богоявленское православное братство в рамках форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду» проводит второй Круглый стол «Проблема памяти: кого и к..
Медведев переименовал хутор Октябрьский (3/29/2019)
Источник:
Просмотров: 949
Населённому пункту в Краснодарском крае, где с дедушкой и бабушкой жил будущий миллиардер из Forbes, вернули историческое название.
На карте Петрозаводска появилась улица Петербургская (3/6/2019)
Источник: statusname.ru
Просмотров: 905
Городская администрация Петрозаводска вернула на карту города историческое название улицы “Петербургская”. Его получила часть улицы Фридриха Энгельса, располагающаяся от проспекта Ленина д..
ПЯТЬ ЛЕКЦИЙ В ГОЛЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ. (2/1/2019)
Источник:
Просмотров: 1198

Вице-президент Фонда "Возвращение" Даниил Петров рад вновь пригласить всех желающих на очередной цикл открытых лекций в центре Санкт-Петербурга по проблеме восстановления утраченной семейной истории..
Открытая лекция Даниила Петрова "Снятие блокады Ленинграда. Возвращение исторических имен в январе 1944 года" (1/11/2019)
Источник:
Просмотров: 1416
13 января 1944 года Исполком Ленсовета принял решение о восстановлении некоторых прежних городских наименований, пояснив, что они «тесно связаны с историей и характерными особенностями города и ..
Фонд "Возвращение" в эфире радио "Петербург" (12/20/2018)
Источник:
Просмотров: 1419
Анонс прямого эфира в пятницу 21 декабря 2018 года.
Главной площади Рязани могут вернуть её историческое название (12/14/2018)
Источник: Русская линия / rusk.ru
Просмотров: 1649
Власти Рязанской области могут вынести на общественное обсуждение вопрос возвращения главной городской площади, носящей сейчас имя Ленина, её исторического названия Хлебная. С предложением вернуть это..
Мемориальная доска в память о генерале Владимире Каппеле (9/28/2018)
Источник: Русская линия / rusk.ru
Просмотров: 2232
В Симбирске торжественно открыли мемориальную доску в память о генерале Владимире Каппеле.