25 мая 2017 г.

Полный текст статьи

О НАУКЕ ТОПОНИМИИ И МОЧАЛЬНОМ ОСТРОВЕ

                Печать      Добавить в избранное     Отслеживать     Связаться с автором

Опубликовал: Данила   10.11.2016 21:30:13    Автор: Станислав Смирнов   Просмотров: 753    0    0  
Теги:
Краткое описание:
  Ситуация с возвращением исторических названий в Нижнем Новгороде.

О НАУКЕ ТОПОНИМИИ И МОЧАЛЬНОМ ОСТРОВЕ



Нижегородский рекламно-информационный еженедельник «Патриоты Нижнего» – едва ли не единственная газета, проявляющая сегодня повышенный интерес к проблеме переименования улиц и площадей. На днях на страницах газеты появилась пространная статья на эту тему. Ее не назовешь объективной. Тон и содержание статьи подчинены оправданию и защите «революционных» географических называний. Для создания иллюзии объективности в статье приведена лишь одна выходящая из ряда точка зрения – секретаря общественной комиссии по топонимии при местном филиале Союза писателей России (председатель комиссии – глава областной писательской организации Валерий Сдобняков, ответственный секретарь – журналист Станислав Смирнов). 

Последний сформулировал кредо сторонников переименований (которые на деле являются возвращением незаконно отнятого), стоящих на реалистической позиции: экспертиза старых и новых названий должна быть деполитизирована и основываться на сугубо культурных критериях; в основу ее полагается концепция Российского фонда культуры и его экс-руководителя, авторитетнейшего академика Д.С.Лихачева о том, что исторические названия – это памятники культуры народа; эти памятники, в свое время уничтоженные посредством партийно-бюрократического произвола, требуют возвращения на законное место, как и любые другие; причем, термин исторические означает не всякие старинные названия. а лишь отвечающие ряду строгих критериев. 

Но в статье эта точка зрения подана усеченно и теряется, подавляется множеством суждений, исходящих от других экспертов: кандидатов и докторов наук, нерядового депутата городской Думы да и самого автора, за позицией которого угадываются то ли горячие идейно-эстетические пристрастия, то ли какой-то неведомый нам расчет редактора и учредителей. Поясним: еженедельник издается одним из местных олигархических кланов и служит – ввиду огромного влияния членов этого клана на администрацию и Думу Нижнего Новгорода – рупором и зеркалом мнений «отцов» города. Поэтому вряд ли будет ошибкой предположение, что превалирующая в статье революционная апологетика есть на сегодня идейное кредо и известной части нижегородского олигархата, и опекаемой им официальной городской власти.

Обосновывая теорию неприкосновенности революционных географических названий, редакция «ПН» и привлеченный ею сонм экспертов с высокими степенями и административным статусом берут, что называется, числом, а не уменьем. Их суждения настолько слабо аргументированы, что попросту не выдерживают критики. Более того, сплошь и рядом противоречат одно другому. Так, с одной стороны, именно память о революционерах стучит, по их мнению, в наши сердца и требует сбережения и увековечения. А с другой, все дело вовсе не в том, какое это название, главное, что к нему привыкли. «Сегодняшнее поколение индифферентно к этим вопросам, для них площадь Лядова, Ленина – это просто географические объекты», - безапелляционно утверждает от имени целого поколения заведующий кафедрой ННГУ Андрей Кузнецов. По его словам, «сейчас никто не задумывается, связаны они как-то с революцией или нет». 

Отчасти в пику этому не лишенному цинизма тезису высказывается и редакция газеты, и в сущности большинство других знатоков. Социолог Дмитрий Стрелков так и вовсе считает, что покуситься на увековеченные имена революционеров – чуть ли не святотатство, «неадекватный подход». «Память нужно фиксировать, - настаивает он, - это люди большого калибра, они повлияли на нашу историю». После таких смысловых коллизий между разными экспертами становится не совсем ясно, что же они отстаивают: священную память о кровавых мятежах или просто лишенные какого-либо идейного заряда «географические названия», к которым, мол, привыкли. 

Но главным, самым убойным, аргументом выступивших в едином ряду редакции и подобранного ею легиона экспертов, послужил аргумент недопустимости массовых, тотальных переименований улиц и площадей. Казалось бы, зачем ломиться в открытую дверь? Разве когда-нибудь, кто-нибудь из авторитетных деятелей или инстанций предлагал подобное? Напомню вкратце историю вопроса применительно к Нижнему Новгороду. На рубеже 1980-1990-х годов в СССР развернулась кампания за возвращение исторических названий городов, улиц, площадей и т.п., огульно и преступно, в рамках общего выкорчевывания исторической памяти народа, стертые с карты страны, региона, города, поселения. Включился в процесс и наш город. Усилиями общественности, вопреки упорному сопротивлению партийных инстанций и идеологически зашоренной части населения, нашему городу было возвращено исконное имя Нижний Новгород.

Тогда же в Нижнем возникла общественная топонимическая комиссия, в которую вошли авторитетнейшие деятели (С.Л. Агафонов, И.А. Кирьянов, Ю.А. Адрианов, Ю.Г. Галай, И.В. Петров, Н.А. Кузнецова и др.) и которая предложила «переименованием» города не ограничиваться и вернуть на законное место ряд  старинных названий улиц и площадей, являющихся памятниками истории и культуры.  Комиссией был составлен топ-список из 30 таких названий. В 1991-1994 годах девять топонимов из этого списка вернулись на карту города. Среди оставшихся и ожидающих и поныне своей очереди – площадь Монастырская (Лядова), улицы Осыпная и Малая Печерская (Пискунова), Александро-Невская (Стрелка), Воскресенская (Шевченко), Соборная (Щербакова). 

Потом был период общей нестабильности, шоковой терапии и голодных забастовок, когда народу было не до культуры. Смута вновь сменилась периодом устойчивого развития, и про неоплаченный долг уничтоженной большевиками памяти снова вспомнили. В 2012 году большая группа самых авторитетных нижегородцев (писатели, ректора вузов, депутаты Гордумы), при участии, а может быть, и по почину Нижегородской митрополии выступила с почином вернуть площади Лядова ее историческое называние в честь древнего и ныне возрожденного Крестовоздвиженского монастыря. В администрацию разного уровня поступили такие же предложения от нижегородцев и общественных организаций. 

Это бы классический случай широкой общественной поддержки. Когда власти это нравится, она переименовывает или ставит памятники не только без всякого консенсуса, но и вопреки массовым протестам, как это было в случае с установкой на Мещерском Озере весьма спорной скульптуры «Разорванный». В случае с площадью Лядова-Монастырской перевес общественного мнения был настолько очевиден, что сначала администрация Советского района (там расположена площадь), а затем и глава администрации города Кондрашов высказались за переименование. 

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но с какого-то момента из уст чиновников в ответ на любой почин по переименованию, даже самый обоснованных, звучало одно и то же:  «Non possumus!» ("Не можем!"). В случае со злополучной Лядовой площадью (ляд, по-старославянски – чорт) вмешались некие силы, и уже, по сути, принятые официально решения задвинули куда подальше. В последующие годы общественность безуспешно пыталась вразумить власти. В поддержку «Монастырской» (или Крестовоздвиженской, что по смыслу и сути одно и то же) ратовала новая общественная топонимическая комиссия – при организации Союза писателей. Но все было тщетно. Группа чиновников и олигархов вдруг заговорила о неком «движении против», и точка зрения группы молодых ультрарадикалов из "Левого фронта", пикетировавших площадь, стала как бы официальной. На примере злополучной площади всем давалось понять: отныне налагается табу на возвращение на карту города любого, даже одного исторического названия.

В этом контексте звучат явно демагогически и фальшиво доводы ангажированный газетой «Патриоты Нижнего» экспертов об угрозе массовых переименований в городе. Самым рьяным в этом ряду является уже цитировавшийся выше профессор ННГУ Андрей Кузнецов. Ранее при обсуждении проблем топонимии он ратовал за теорию мультикультурализма, пугая, что возвращение на карту православных названий будет актом межнациональной и межрелигиозной розни, так как, мол, обидит мусульман и атеистов. (То, что это не наука, а примитивная агитка, совершенно очевидно). Сегодня конъюнктура поменялась (яркий пример – постановка памятника Святому князю Владимиру в Москве), и увенчанный научными степенями профессор-агитатор, видимо, за неимением лучшего, прибегает к явным передержкам. 

Сначала он придумывает несуществующую угрозу (массовые переименования), а потом с успехом с ней борется. Давайте, грозит он, уберем с карты города проспект Ленина и Ленинский район, улицу Горького, Короленко… Помилуйте, но кроме уважаемого профессора никто этого сегодня не предлагает. Г-н Кузнецов так увлекается, что видит покушение на статус-кво уже не только в привидившихся ему, словно, в кошмарном сне, массовых, но и в любом, даже единичном переименовании. «Возвращение одного из прежних имен должно (! – Авт.) запустить процесс «по принципу домино», - всерьез пугает ученый. 

Насколько эти страхи надуманы, а лучше сказать, провокационны, показывают многочисленные примеры состоявшихся переименований хоть в Нижнем Новгороде, хоть в других городах. Разве возвращение Большой Покровской, Ильинской или Рождественской повлекло «эффект домино»? Разве случилось что-либо подобное в Москве, Санкт-Петербурге, во время совсем недавних переименований нескольких улиц в Кирове? Разве не понимает профессор, что уж если власть без труда отбивает и игнорирует такое массовое движение, как инициативу по переименованию площади Лядова, то уж справиться с прошениями о полном выкорчевывании советской истории ей еще легче. Конечно, понимает, но ввиду дефицита аргументации, в ход идет все, даже откровенные подтасовки.

(Вспомним в этой связи и о самом, пожалуй, ярком, примере, когда власти не фальсифицировали историю, а отнеслись к ней с должным уважением. Это произошло в январе...1944 года. В эти тяжелейшие для всех наших соотечественников дни в блокадном тогда еще Ленинграде решением партийных и советских органов были возвращены исторические названия 20-ти улицам и площадям северной столицы, среди которых Невский, Литейный, Измайловский, Адмиралтейский проспекты, Дворцовая, Исаакиевская площади, Марсово Поле. При этом с карты города исчезли имена и псевдонимы Урицкого, Нахимсона, Володарского, Воровского, названия "25 октября", "9 января" и т.п. Даже проспект Ленина не побоялись переименовать в Пискаревский. А теперь сопоставим этот потрясающий наше сознание факт с доводами, которые навязывает нам газета "Патриоты Нижнего"  и приглашенные ею небеспристрастные специалисты). 

В других экспертных заключениях, опубликованных «Патриотами Нижнего», не намного больше знания предмета, логики и здравого смысла. Декан Мининского университета Галина Самойлова, видимо, застигнутая врасплох вопросами журналиста, смогла лишь сказать, что «возвращать старые названия – значит, возвращаться к старым идеологическим моментам». Было бы крайне любопытно узнать, в чем смысл этого невразумительного тезиса. Судя по всему, Самойлова признает достойным сохранения только «отношение к революции». А вот исторической памяти, которой наполнены географические названия, веками дававшиеся нашим улицам и площадям многими поколениями наши предков, в этом отказано. Далее Самойлова говорит, что нашу историческую память «следует сохранять в разумных пределах". Где же проходят «разумные пределы»? И вмещается ли в них хотя бы возвращение одного исконного названия, «площадь Монастырская», которого уже несколько лет безуспешно добиваются культурная общественность и православные верующие? Или и такой скромный шаг - за рамками разумного? 

Еще один эксперт, краевед Николай Морохин, также высказывает неподдельную, но явно надуманную тревогу по поводу грядущего переименования  «целого пласта названий». Если это произойдет, то, по мнению ученого, нижегородцы просто заплутаются в изменившемся до неузнавания городе. 

Этот ложный посыл – опровержение того, чего нет и быть не может, то есть всеобщей топонимической революции в Нижнем Новгороде, звучит из уст почти всех привлеченных редакцией спецов. И это наводит на мысль, что именно так, а не иначе были сформулированы вопросы, предложенные им журналистом. То есть напрашивается мысль о некой заданности, некоем заранее проторенном русле, в который был ловко направлен поток мнений и суждений. 

По-чиновничьи двусмысленно высказался член комиссии Гордумы по самоуправлению Владимир Тарасов. С одной стороны, мол, «пусть жители решают, чего они хотят», с другой, - «сейчас не время заниматься этими вещами». В одном месте депутат говорит, что дело это «не настолько затратное» и «реально со всеми сложностями справиться», в другом ссылается на спад экономики как причину, чтобы от переименований отказаться. 

В общем,  per fas et nefas (всеми правдами и неправдами). Много переименовывать нельзя, и мало – тоже.  Это не затратно, но в  то же время накладно.  Это – о ужас! – вызовет «эффект домино», хотя нигде никогда подобного не происходило и без сомнения не произойдет. Любые доводы единственного представленного на страницах газеты оппонента – о том, что предложения о переименования носят не массовый, а точечный характер, что они продиктованы культурно-историческими, а не идеологическим критериями – игнорировались и сонмом экспертов, и подобравшей их редакцией. 

И последнее. Мне показалась парадоксальной позиция газеты «Патриоты Нижнего» - рупора конкретного олигархического семейства и «капиталистической» по своему составу городской Думы. Позиция с явной апологией и героизацией революции и революционеров. И не каких-нибудь, а явно террористической окраски.  В редакционном предисловии, в прилагаемой к статье исторической справке пишется с нескрываемым пиететом о названиях улиц, героизирующих кровавые события революционного путча 1905 года и участвовавших в них боевиках-террористах (по-современному - членах незаконных бандформирований, созданных экстремистскими партиями). 

Кто не в курсе, поясню: революция 1905 г. произошла в разгар тяжелой войны с Японией и была первым актом братоубийственной гражданской войны, ударом в спину правительству страны и сражавшейся армии. Революционные партии финансировались японскими спецслужбами, а Япония снабжалась деньгами и вооружалась враждебными России США, Англией, Германией.  Сормовские и канавинские большевики и их дружинники убивали из-за угла полицейских, в терактах и боях гибло много мирных граждан, солдат. Чем тут гордиться, непонятно. Нужно ли это сегодня прославлять, – тем более.  Все мы должны определиться с нравственными ценностями и историческими ориентирами. В истории много чего было, и все это, понятно, не следует из нее вычеркивать, хотя бы оставляя это как предостережение от повторения в будущем, но вот прославлять это, воспитывать на этом молодежь точно не нужно. 

Тем более странным видится пристрастие современных капиталистов к прославлению кровавых революций и пламенных революционеров. История, если из нее не извлекать уроков, имеет обыкновение повторяться. И сегодня в России предостаточно ультралевых партий и леваков-маргиналов, грезящих о новых переворотах, чистках, бойнях. Давайте на минуту представим такой сценарий. В Москве, а по ее примеру в Нижнем происходит леворадикальный переворот. Верх в революционном движении берут новые большевики – сторонники экспроприаций и крайнего насилия. На Лубянскую площадь возвращают памятник Дзержинскому, создается новая ВЧК. 

В Нижнем Новгороде большевики захватывают редакцию «Патриотов Нижнего», переименовав ее в «Красный меч». В столице происходит какой-то инцидент. По циркуляру из центра областные ЧК производят массовые расстрелы заложников. На Мочальный остров Волги (против Чкаловской лестницы) привозят 41 бизнесмена и политика «Единой России» (так уже было в 1918 г.). Построив заложников, отряд ЧК, набранный из  маргиналов и мигрантов, производит несколько залпов, сбросив затем тела убиенных в Волгу. Общественное мнение не протестует, будучи отчасти запугано случившимся, а отчасти – воспитанным газетами вроде «ПР» на «идеалах революции» и «героях гражданской войны». Как говорится, для кого-то historia est magistra vita (история - учительница жизни), для кого-то нет.


Оценили: 2   Средняя оценка:     
Список комментариев:


  Нет записей. 


Отправить комментарий

Ваше имя: Required
Ваш адрес электронной почты: Адрес электронной почты недоступен другим пользователям и используется только для отображения граватара.
Ваш сайт:
Полный текст комментария:         

Новости

Истерия вокруг передачи Исаакиевского собора раздувается искусственно (01.02.2017)
Источник: Русская линия
Просмотров: 1161
В Санкт-Петербургской епархии заявили, что не собираются ссориться с музейным сообществом и намерены вести предметный разговор по поводу условий передачи собора…
В двух российских городах предложили вернуть исторические названия местным улицам (30.01.2017)
Источник: Белая Россия
Просмотров: 1273
"Антисоветский шабаш" в Сибири и на Кавказе.
РПЦ считает Красную площадь не местом для большевистского кладбища (23.01.2017)
Источник: Белая Россия
Просмотров: 1204


Глава Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считает, что тело Ленина надо придать земле. «Красная площадь — это не..
Казаки и все православные Дона помнят и чтят генерала Маркова (13.12.2016)
Источник: Руская линия
Просмотров: 1710
В очередную годовщину установки первого в России памятника белому генералу Сергею Маркову, в Сальске была совершена панихида.
В Ялте построят храм Вознесения к 100-летию расстрела царской семьи (08.12.2016)
Источник: http://www.pravmir.ru/
Просмотров: 2500
В Ялте к 100-летию расстрела царской семьи построят Храм Вознесения Господня.
Голосуем! Тутаев хотят переименовать в Романов-Борисоглебск (11.11.2016)
Источник:
Просмотров: 2511
Болезненный процесс. Тутаев хотят переименовать в Романов-Борисоглебск. На прошлой неделе комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендовал принять в первом ч..
РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК (11.11.2016)
Источник: Интерфакс
Просмотров: 2208
Городу Тутаеву вернут историческое название Романов-Борисоглебск
Панихида по «всем умученным и убиенным в годы безбожного лихолетья» совершена 7 ноября в Москве (08.11.2016)
Источник: Благовест-инфо
Просмотров: 2153
Москва, 7 ноября, Благовест-инфо. Панихиду по «всем умученным и убиенным, от безбожников в годину нестроений пострадавших» отслужили 7 ноября в Москве, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом ..
7 НОЯБРЯ В 10.30 АКЦИЯ ФОНДА «ВОЗВРАЩЕНИЕ» В СТАРОМ СИМОНОВЕ (31.10.2016)
Источник: ФОНД «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Просмотров: 2329
Фонд «Возвращение» 7 ноября 2016 года в 10.30 в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове проводит панихиду памяти жертв политических репрессий.
Музей Анны Ахматовой проводит выставку работ матери Марии (Скобцовой) (22.06.2016)
Источник: http://mere-marie.com/
Просмотров: 3122





Экспозиция состоит из фондов музея А. Ахматовой, Государственного Русского музея, частных собраний России и Франции. Многие экспонаты представлены впервые: графика и аква..